Устройство Роса

Устройство Роса

rosa1Предназначено для обнаружения и индикации конденсации влаги в отсеках рудничной подземной машины и двигателях. Монтируется в кнопке КУ-91. Первичным датчиком наличия влаги служит свободно лежащая на металлических деталях (например — в борне) контрольная жила силового кабеля. На зачищенный конец контрольной жилы надевается ПХВ трубка — этот конец и служит датчиком. Также датчиком может служить свободная проходная шпилька двигателя, в таком случае контролируется и кабельный ввод двигателя и отсек самого двигателя. Сигнал от датчика, через контрольную жилу силового кабеля, поступает на вход устройства, установленного в кнопке. Внешний вид устройства, в натуральную величину, показан на верхнем рисунке. В схеме устройства имеется светодиод для индикации срабатывания. При конденсации капелек влаги в контролируемом отсеке машины, образуются мостики проводимости микротоков от датчика до «земли», что обнаруживается схемой. Далее загорается светодиод красного свечения. Схема подключения устройства к электрическим цепям кнопочного поста управления КУ-91 показана на рисунках. Кнопки других серий и назначения используются аналогично.

Известно, что основным фактором отказов рудничных машин является влияние проникшей воды. Большим преимуществом данного устройства является обнаружение влаги на фазе ее конденсации. Таким образом, индикация наличия влаги в отсеке объекта, происходит на уровне ПРИЧИНЫ, тогда как все известные устройства (реле утечки), работают от СЛЕДСТВИЯ, когда вода сделала свое дело: отсырели обмотки машины, изоляторы, проводники, а персонал поставлен перед фактом вынужденных безотлагательных действий. Предлагаемое устройство опережает существующие устройства, в среднем, на две недели.

rosa2

Чувствительность схемы подобрана экспериментально, и фактически составляет 1 МОм. Дальность расположения кнопки от объекта: до 300 м. Если имеется возможность визуально наблюдать срабатывание устройства, то можно обойтись только светодиодом, встроенным в корпус устройства «Роса» и не ставить внешний дополнительный светодиод. Возможен контроль нескольких объектов, например, всех двигателей лавы, тогда на входе устройства нужно поставить переключатель-селектор типа: «много каналов — в один» (см. рис.) и запитать устройство «Роса» от любого пускателя (напр. маслостанции). На рисунке показано примерное подключение «верха» лавы, «внизу» лавы можно будет контролировать, соответственно: двигатели дробилок, перегружателя и подтяжной лебедки.

Данное устройство чисто индикационное и никак не влияет на работоспособность рудничного механизма. Если кто-нибудь из рабочих замечает срабатывание устройства по свечению светодиода, он должен застопорить машину при помощи упомянутой кнопки и позвать обслуживающий персонал. Устройство было испытано на комбайне 1КШЭ (1985г., шахта им. Ленина, г. Междуреченск). Отдельно контролировались 5 отсеков комбайна: «верх» и «низ» энергоблока, отсек трансформатора, оба двигателя резания. Пять светодиодов были выведены под прозрачную крышку вольтметра. Устройства отлично зарекомендовали себя во время отработки лавы. Так, например, устройство, которое контролировало левый двигатель резания, обнаруживало наличие влаги, с периодичность в 3 — 4 недели. При этом обмотки двигателя не успевали отсыревать и показывали сопротивление изоляции более 200 МОм. При появлении заметного свечения светодиода, всякий раз крышка кабельного ввода открывалась, конденсат (он действительно откуда-то просачивался), удалялся насухо, при помощи обыкновенного платочка. Все это rosa3происходило в первую смену, и не влияло на работу добычного комплекса. На всякий случай, в плановом порядке, был доставлен резервный двигатель резания, но он так и не потребовался, поскольку изоляция резервного двигателя стала постепенно падать, а двигатель, установленный на комбайне не потерял своих параметров изоляции за все время работы комбайна в этой лаве. Таким образом, удалось избежать аварийных отказов. И только потом, «на горах», была установлена причина появления конденсата в двигателе — некачественно просверленное отверстие под один из болтов, крепящих крышку двигателя, было не «глухим», а выходило непосредственно в борно. Трещина была незаметна, но через нее подсасывалась влага от мощного орошения, окутывавшего работающий комбайн плотным облаком.