full
without
#666666
http://skudarnov.ru/wp-content/themes/smartbox-installable/
http://skudarnov.ru/
#ff6600
style2

Датчик схода ленты (дополнительный материал)

Датчик схода ленты (дополнительный материал)

После освоения некоторых датчиков скорости (РДКС, ДКЦ, ДСС), я задался целью изготовить надежный «интеллектуальный» датчик ухода ленты от центрального направления.

Датчик ДСЛ изготавливается из ролика от ленточного конвейера (d90 x 320). В ролик встраивается взрывобезопасный магнитоиндукционный преобразователь, и такой ролик начинает служить датчиком вращения. Напряжение с датчика поступает на выносной преобразователь, который находится на кабеле. Выносной преобразователь содержит в своей схеме выпрямитель, реле времени и светодиодный индикатор. Если импульсы от первичного датчика поступают на вход выносного преобразователя более 5 секунд, то происходит срабатывание реле, которое замыкает (или размыкает) выходную цепь.

dsl
Два датчика ДСЛ укрепляются по обеим сторонам става конвейера. Датчики закрепляются на отдельно изготавливаемой роликоопоре, примерно под углом 45-60 градусов от горизонтали. При отклонении ленты от центрального направления, она касается боковой стороной поверхности какого-либо датчика и приводит датчик ДСЛ во вращение.

Недостатки существующего оборудования

К недостаткам КСЛ украинского производства следует отнести:

  • Датчик пассивный (в энергетическом плане), поэтому не может иметь собственного реле времени. Выдержка времени аппаратурнообеспечивается оборудованием, к которому подключается датчик (АУК, КС, РС-67). Для того чтобы контролировать хвост конвейера, нужно «тянуть» пару контрольных жил кабеля, на всю длину конвейера, чтобы специально подключить КСЛ, при ином подключении (напр. к линии КТВ), невозможно обеспечить задержку времени отключения. При износе ленточного полотна, от него отделяются длинные нити и лоскуты, способные не только вызвать ложное срабатывание, но захлестнуться за пластмассовый корпус датчика КСЛ и повредить его. А поскольку датчик срабатывает мгновенно, то это, ложное по-сути, кратковременное касание отключает конвейер и в итоге забой. Поэтому датчик КСЛ ставится так, чтобы он ВООБЩЕ не работал. Возникает ситуация, что датчик ставят только для «галочки», для «инспекции». Еще один момент: датчик КСЛ промышленного производства устанавливается так, чтобы он (вследствие конструктивного недостатка — отсутствия тайминга) не беспокоил персонал и «пореже» срабатывал, а это как раз и приводит к повышенному износу боковины ленты, потому что датчик не контролирует истинные аварийные ситуации с ленточным полотном… Нонсенс. Конечно эту ситуацию надо менять, тем более, что она сложилась четверть века назад!
  • Проверка работоспособности КСЛ приводит к остановке конвейеров всей транспортной цепочки и забойного оборудования. По инструкции требуется ежесменная проверка. Однако на неработающей ленте проверить КСЛ нельзя. Т.е. этот пункт инструкции требует 4 раза в сутки останавливать все конвейера и все забойное оборудование! Это очень серьезная потеря денег и времени для шахты. Ясно, что никто этот пункт инструкции не выполняет должным образом.

Предлагаемый датчик ДСЛ свободен от указанных недостатков, потому что содержит в схеме собственное реле времени.

Как работает новый датчик. В чем преимущества?

При отклонении ленты от центрального направления, она касается боковой стороной поверхности какого-либо датчика и приводит датчик ДСЛ во вращение. Если «набегает» 5 секунд непрерывного вращения датчика, то происходит срабатывание схемы выносного преобразователя и его реле перемыкает линию экстренной остановки (линию КТВ). Схема выносного преобразователя имеет светодиодный индикатор работы. Этот индикатор также имеет немаловажное значение. По существующей инструкции, проверка датчика схода ленты должна производиться ежесменно. В случае с промышленным датчиком КСЛ, такая проверка всякий раз приводит к остановке ленты, с последующей затратой времени и дополнительной электроэнергии на повторный запуск данной ленты и конвейеров, связанных с ней по транспортной цепочке, а также всего забойного оборудования. В конечном счете, штатная проверка КСЛ, проведенная в рабочую смену приводит к потере огромных денег.

С применением датчика ДСЛ, не нужно останавливать ленту de fakto . При вращении датчика рукой, светодиод, находящийся в схеме выносного преобразователя индицирует появление ЭДС. Работник, делающий проверку работоспособности видит световые импульсы, делает соответствующую пометку на специальном щите, и на этом вся проверка заканчивается, поскольку дальнейшая работоспособность схемы обеспечена и гарантируется разработчиком, (если продолжать вращать датчик ДСЛ в течение 5с, то схема выносного преобразователя сработает, и лента остановится). Напомним, проверку можно сделать как на стоящей, так и на работающей ленте. КСЛ на остановленной ленте проверить невозможно.

Таким образом, проверка работоспособности датчика схода ленты ДСЛ, не приводит к остановке конвейера и связанных с ним конвейеров (т.е. владелец шахты экономит на вынужденном последующем тяжелом пуске всей загруженной транспортной цепочки и вынужденном простое забойного оборудования)!

Второй момент. Даже одно единственное срабатывание ДСЛ окупает все затраты на его покупку. Современные транспортерные ленты изготавливаются из очень прочных материалов, однако применение морально устаревшего оборудования «обвязки» ленты, приводит к износу боковой кромки (мною неоднократно наблюдались серповидные надрезы доходящие до середины полотна ленты), значительно ослабляющие полотно ленты и приводящее к ее порывам.Интеллектуальный датчик схода ленты, предлагаемый нами, сразу замечает ненормальное поведение ленты и избавляет обслуживающий персонал (и в конечном итоге владельца шахты) от лишних хлопот. В самом деле, представим, что датчики следят за местом перегруза. При износе или подвороте направляющих, уголь начинает ложиться несимметрично, вследствие чего лента уходит от правильного положения и касается датчика схода ленты. ДСЛ отсчитывает 5с (читай: «думает 5с») и останавливает ленту, тем самым, предотвращая назревающую аварию. А последствия могли бы быть такими (опишем 4 возможных исхода):

  • износ боковой кромки ленточного полотна, вследствие ее трения об элементы става конвейера,
  • сброс угля на нижнюю ветвь конвейера и на почву,
  • затормаживание хвостового барабана и порыв ленточного полотна,
  • пожар.

Вы можете возразить, что этот контроль может осуществить «старый» КСЛ. Нет. Повторим еще раз – в нем нет реле времени, поэтому, чтобы не было ложных срабатываний – его ставят дальше от края ленты. Заметим, КСЛ устанавливают слесаря из централизованной службы автоматики шахты – они то и ставят его так, чтобы их пореже вызывали. То есть плохо. И в результате КСЛ не контролирует сход ленты.

Предлагаемые датчики ДСЛ покупаются конкретным участком шахты и поступают на его баланс. Датчики устанавливают слесаря, непосредственно обслуживающие ленту, они и поставят наши «умные» (и механически крепкие) датчики схода ленты так, чтобы им, слесарям, было в дальнейшем поменьше работы на конвейере, то есть хорошо. Датчик имеет собственное реле времени, он не может ложно сработать от случайного касания. Помимо приводной головки и хвоста, будут действительно контролироваться места перегруза и другие места возможного схода ленты. Заметим, слесарям не нужно вмешиваться в работу автоматики конвейера. Датчики легко электрически внедряются в схемы автоматики, потому что они подключаются к кабелю экстренной остановки, обязательно присутствующем на каждом конвейере и протянутом по всей его длине (линия КТВ, всего две жилы). Выходное реле датчика имеет н-о. и н-з. контакты, поэтому его можно подключить и в параллель, и в разрыв линии КТВ. Поэтому датчики можно поставить на любое место вдоль става конвейера. Различить срабатывание КТВ и ДСЛ можно из-за наличия реле времени в последнем. Если заблокировали КТВ, то остается гореть красный светодиод на панели АУК и ленту запустить нельзя. Когда же срабатывает ДСЛ, то при повторном запуске ленты, она, не успев раскрутиться, останавливается, а упомянутый красный светодиод горит около 3с. и затем гаснет. И еще. Работоспособность предлагаемого датчика легко можно проверить всегда: на складе, на работающей и на остановленной ленте, при отсутствующем напряжении на участке, и даже тогда, когда обесточена вся шахта.

Новый взгляд на контроль схода ленты, концепция, ожидаемый эффект, гарантии

Выпуск датчиков ДСЛ налажен из верхних опорных роликов от конвейера ЛТ-80. Этот ролик (d90 x 320) давно освоен промышленностью и хорошо себя зарекомендовал. Поскольку встраиваемый первичный магнито­индукционный преобразователь имеет всего два компонента (катушка и магниты), то надежность устройства всецело определяется заводским качеством исходного ролика. В исходный ролик, как упоминалось выше, встраиваются два компонента: магниты крепятся на внутренней стороне буксы, а катушка индуктивности крепится к оси. При токарных работах, необходимых для встраивания компонентов, производится полная замена смазки в подшипниках и лабиринтных уплотнениях, и дополнительно устанавливается одна фиксирующая скоба (для того, чтобы полностью исключить осевой люфт, присущий исходному ролику). На кабеле, длиной 2,5 м., размещается выносной преобразователь, его схема и кабельные вводы полностью замоноличены компаундом. На корпусе выносного преобразователя имеется окно светодиодного индикатора. Как упоминалось выше, наличие такого индикатора позволяет без всяких приборов убедиться в работоспособности датчика, начиная со склада и заканчивая его ежесменной регламентной проверкой.

Устройство не подлежит ремонту, не настраивается и не обслуживается во время эксплуатации. При перемонтаже желательна недельная выдержка в сухом складском помещении. Гарантия – 5 лет.

Ожидаемый эффект.

Косвенно, новые датчики, помимо отклонения ленты от центрального положения, контролируют:

  • качество сращивания ленточного полотна слесарями, делающими данную работу,
  • правильность натяжения ленты,
  • заштыбовку перегруза,
  • контроль возможности просыпания угля на почву и нижнюю ветвь,
  • контроль возможности продольного разрыва ленты.

Применение новых датчиков позволяет сохранить практически в нетронутом состоянии боковые кромки ленточного полотна.

При переходе на данный тип оборудования для лент, необходим дополнительный инструктаж обслуживающего персонала.

Новая концепция контроля отклонений ленты от центрального направления фактически может увеличить «ходимость» ленточного полотна в несколько раз и значительно поднять цикличность и стабильность работы шахты.

 

Юрий Скударнов, автор.

default
Загрузка публикаций...
link_magnifier
#6E787E
on
fadeInDown
loading
#6E787E
off