Датчики схода ленты

Датчики схода ленты

После освоения датчика скорости РДКС, мы задались целью изготовить датчик бокового схода ленты с повышенной надежностью и автономным реле времени, включенным в схему датчика. Получившийся датчик ДСЛ (датчик схода ленты) изготавливается из ролика от ленточного конвейера. В ролик встраивается магнитоиндукционный преобразователь. ЭДС, получаемая в результате вращения датчика, с задержкой 5-7 секунд, прилагается к обмотке исполнительного реле. Реле времени расположено в выносном блоке. Наш ДСЛ разаработан как конкурент устаревшим КСЛ (концевой выключатель схода ленты) украинского производства, к недостаткам которого, на мой взгляд, нужно отнести:

  1. Датчик пассивный (в энергетическом плане), поэтому не может иметь собственного реле времени (для исключения случайных срабатываний). Выдержка времени аппаратно обеспечивается оборудованием, к которому подключается датчик (АУК). Для того чтобы контролировать «хвост» конвейера, нужно «тянуть» пару контрольных жил кабеля, на всю длину конвейера, чтобы специально подключить КСЛ; при ином подключении (напр. к линии КТВ), невозможно обеспечить задержку времени отключения.
  2. При износе торца ленточного полотна, от него отделяются длинные нити и лоскуты, способные не только вызвать ложное срабатывание, но захлестнуться за пластмассовый корпус датчика КСЛ и повредить его.
  3. Проверка работоспособности КСЛ приводит к остановке конвейера. Предлагаемый датчик ДСЛ свободен от указанных недостатков, потому что принципиально иначе контролирует боковой сход ленты.

Как работает датчик?

 

dsl

Два датчика укрепляются по обеим сторонам става конвейера. Датчики закрепляются к роликоопоре, примерно под углом 45 градусов от горизонтали. При отклонении ленты от центрального направления, она касается боковой стороной поверхности какого-либо датчика и приводит датчик ДСЛ во вращение. Датчик является генератором ЭДС, напряжение с датчика поступает на выносной преобразователь (он находится на кабеле, в непосредственной близости от ДСЛ, см. рис.). Выносной преобразователь имеет в схеме реле времени, которое отсчитывает время вращения датчика. Если «набегает» 5 секунд непрерывного вращения датчика, то происходит срабатывание встроенного в схему реле, которое разрывает выходную цепь. Схема выносного преобразователя имеет индикатор работы. Этот индикатор также имеет немаловажное значение. По существующей инструкции, проверка датчика схода ленты должна производиться ежесменно. В случае с промышленным датчиком КСЛ, такая проверка всякий раз приводит к остановке ленты, с последующей затратой времени и дополнительной электроэнергии на повторный запуск данной ленты и конвейеров, связанных с ней по транспортной цепочке. С применением датчика ДСЛ, картина изменяется в лучшую сторону: так, например, теперь не обязательно останавливать ленту «де-факто», поскольку при вращении датчика рукой, светодиод, находящийся в схеме преобразователя, индицирует появление ЭДС, дальнейшая работоспособность схемы обеспечена и гарантируется разработчиком, (т. е. если продолжать вращать в течение 5 сек. датчик ДСЛ, то схема выносного преобразователя «сработает» и лента обязательно остановится). Таким образом, проверка работоспособности датчика схода ленты ДСЛ, не приводит к остановке самого конвейера. Этот момент специально отражен в инструкции, и проводится через ВостНИИ. Немаловажным фактором также является высокая точность позиционирования нашего датчика на ставе конвейера; так, в существующей инструкции имеется требование установки датчиков схода ленты на расстоянии 10% от ширины. Но, поскольку сам датчик КСЛ имеет гибкие связи, он не может обеспечить достаточную точность контроля отклонения ленточного полотна от осевого направления. Предлагаемый новый датчик ДСЛ устанавливается на фиксированном расстоянии независимо от ширины ленточного плотна. (см. рис.)

 

Конструкция

dsl_sch

Выпуск датчиков ДСЛ налажен из верхних опорных роликов от конвейера ЛТ-80. Этот ролик (диаметр 89, длина 320) давно освоен промышленностью и хорошо зарекомендовал себя. Поскольку встраиваемый первичный магнито-индукционный преобразователь не имеет движущихся деталей, то надежность устройства в целом, определяется заводским качеством уплотнений исходного ролика. Суть конструкции приведена на рисунке. Магниты крепятся на внутренней части буксы, катушка индуктивности крепится к оси. При переборке ролика, которая необходима для встраивания компонентов, производится полная замена смазки в подшипниках и лабиринтных уплотнениях, и дополнительно устанавливается одна фиксирующая скоба (для того, чтобы полностью исключить осевой люфт, присущий исходному ролику). На кабеле, длиной 3 м., размещается выносной преобразователь. На корпусе выносного преобразователя имеется окно, в котором видно срабатывание светодиода (см. рис.). Наличие такого индикатора позволяет без всяких приборов убедиться в работоспособности датчика, начиная со склада и заканчивая его ежесменной регламентной проверкой в течение эксплуатационного периода. Изделие поставляется без дополнительных крепежных элементов, они должны быть изготовлены на месте. Устройство не подлежит ремонту, не настраивается и не обслуживается во время эксплуатации.

Выходное реле датчика имеет н-о. и н-з. контакты, (две черных жилы кабеля – это общий провод, белые жилы по отношению к черным жилам дают либо н-о., либо н-з. контакт) поэтому его можно подключить и в параллель, и в разрыв линии КТВ. Различить срабатывание КТВ и ДСЛ можно из-за наличия реле времени в последнем. Если заблокировали КТВ, то остается гореть красный светодиод на панели АУК и ленту запустить нельзя. Когда же срабатывает ДСЛ, то при повторном запуске ленты, она, не успев раскрутиться, останавливается, а упомянутый красный светодиод горит около 3с. и затем гаснет. Косвенно, новые датчики, помимо отклонения ленты от центрального положения контролируют:

  • качество (прямолинейность) сращивания ленточного полотна,
  • правильность натяжения ленты,
  • правильность работы перегруза,
  • продольный разрыв ленты.
    Применение новых датчиков позволяет сохранить практически в нетронутом состоянии боковые кромки ленточного полотна. Проверка работоспособности датчика схода ленты ДСЛ, не приводит к остановке конвейера и связанных с ним конвейеров (т.е. владелец шахты экономит на вынужденном последующем тяжелом пуске всей загруженной транспортной цепочки и вынужденном простое забойного оборудования). Новая концепция контроля отклонений ленты от центрального направления фактически может увеличить «ходимость» ленточного полотна в несколько раз и значительно поднять цикличность и стабильность работы шахты.Гарантия — 5 лет
  • Дополнительные материалы по ДСЛ