Датчики скорости для ленточных конвейеров

updsНаверное, все работающие в рудничной промышленности, знают датчик УПДС (старое название), который стал позже называться ДКС. «Узким местом»промышленных датчиков скорости УПДС, ДКС и БКВ (это датчики, которые непосредственно контактируют с ленточным полотном) является тот момент, что при отладке новой ленты, неизбежны ее рывки и хлопки, вследствие чего датчик скорости, испытывает нештатные механические перегрузки и разрушается.

rdksКак альтернативу упомянутым датчикам, я разработал и испыталроликовый датчик контроля скорости РДКС. Изделие РДКС снабжено светодиодным индикатором работы, что позволяет в шахте с одного взгляда убедиться в работоспособности датчика во время работы конвейера.

Эксплуатация нескольких сот датчиков подтвердили их хорошие эксплуатационные возможности. Главный недостаток датчика РДКС – плохая взаимозаменяемость. В самом деле, на шахте обычно имеются привода от разных производителей, крепеж штатного ролика на этих конвейерах может осуществляться на раму, в пазы роликоопоры, или через цапфы, на тросовой став конвейера. Соответственно, угледобывающему предприятию придется держать в работе и на складе несколько типов датчиков скорости, незаменяемых между собой. Поэтому, после анализа вопроса, была поставлена цель разработать универсальный датчик скорости, пригодный для любого ленточного конвейера и свободный от недостатков предыдущих конструкций.dssИтак, перейдем к новому датчику ДСС. По конструкции, он представляет собой два диска, на одном из которых укреплены магниты, на другом – катушки индуктивности (а также: выходной кабель, светодиодный индикатор сигнала и ушко для крепления растяжек), диски связаны между собой силами магнитного притяжения. Для получения механической прочности конструкции, производится дополнительная финишная закатка борта диска, содержащего магниты, так что получается единая неразборная конструкция. Датчик скорости ДСС закрепляется в любом месте конвейера на любом ролике (на его торце), при помощи имеющихся магнитов. Диск, который закреплен на ролике, имеет возможность вращаться вместе с роликом, второй диск застопорен при помощи растяжек. При взаимном перемещении магнитов, имеющихся на первом (подвижном) диске и катушек индуктивности, имеющихся на втором (неподвижном) диске, вырабатывается ЭДС индукции. Сигнал датчика пропорционален по частоте и амплитуде скорости конвейера, соответствует параметрам искробезопасности и проверен на аппаратуре АУК, РСА, РС, УКПС.

Датчик желательно устанавливать вертикально, поэтому следует крепить датчик на средний верхний ролик гирлянды. Мощности магнитов достаточно для удержания датчика на объекте, но главная задача магнитов – получить ЭДС. Поэтому желательна дополнительная подготовка торцевой поверхности ролика и закрепление датчика посредством клея. Растяжки проходят через ушко датчика и закрепляются за неподвижные элементы конвейерного става; они должны препятствовать и прямому и обратному вращению кольца, растяжки должны находиться в одной плоскости с датчиком. Материал растяжек – капроновый шнур. Устройство защищено от попадания грязи – внутри устройства отформованы защитные лабиринты и все пространство между дисков заполнено смазкой. Датчик не подлежит ремонту и не обслуживается во время эксплуатации. Вместе с тем, экспериментируя с датчиками скорости для скребкового конвейера, мне удалось изготовить универсальный датчик скорости, пригодный и для скребкового, и для ленточного конвейера. Я не буду описывать шаги по экспериментам с этими датчиками, (см. обзор по датчикам скорости для скребковых конвейеров), а дам сразу конечный результат. Это датчик ДМС.

dms3Датчик ДМС выгодно отличается от всех вышеописанных отсутствием подвижных частей. Датчик разработан на основе улучшенных материалов, поэтому имеет меньшие габариты. Все детали датчика заключены в стальной корпус и имеют глухую заливку эпоксидным компаундом. На скребковом конвейере датчик монтируется на первом нижнем рештаке. Монтажу датчика предшествует просверливание отверстия d50 мм в рештаке. Датчик вставляется в отверстие и подпирается снизу (между почвой и рештаком), деревянным клином-проставкой. Как видите, никаких огневых работ не требуется.

Проведены эксперименты по использованию датчика на ленточном конвейере. Для этого на любом ролике конвейера, близко от торца, зубилом прорубаются канавки на глубину не менее 3 мм и длиной не менее 50 мм. Таких канавок делается 5-8 штук. Работа по подготовке ролика выполняется непосредственно в шахте. Датчик закрепляется перпендикулярно к подготовленной поверхности ролика на расстоянии 1 мм. Получаемый сигнал датчика ДМС достаточен для аппаратуры АУК и РСА. Датчик исключительно надежен, возможная цена продаж датчика ДМС — $35.

Кстати, имеется возможность решить задачу блокировки конвейеров, вообще не применяя датчика скорости. Об этом можно прочитать в обзоре, посвященном вопросам блокировки конвейеров (реле скорости РСА-М).